← Вернуться на предыдущую страницу
|
Шуман
биография
дата добавления: 09.04.2008
Шуман (Schumann) Роберт Александер. Родился 8 июня 1810 года в Цвиккау, умер 29 июля 1856 года в Эндених (недалеко от Бонны). Могила находится в Бонне. Является германским автором музыки. На свет появился в семье книгоиздателей, поэтому с юных лет показывал свои таланты, среди которых был и музыкальный - мальчик специально занимался у органиста И. Г. Кунча. С тринадцатилетнего возраста уже участвовала в концертных номерах в качестве пианиста. В 1828 году стал студентом в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах, по юридическому направлению, вместе с тем не забрасывал и музыку, занимаясь у знаменитого учителя Ф. Вика. Занимался по музыкальной теории у дирижёра Г. Дорна. Пытаясь усовершенствовать технику игру, соорудил тренажёр для более быстрой игры, но поранил им руку, и поэтому навсегда ему пришлось распрощаться с желанием стать исполнителем виртуозом.
В 1834 году стал создателем "Нового музыкального журнала" ("Neue Zeitschrift fur Musik"). Журнал выходил в Лейпциге, и Шуман был его редактором в течение десяти лет. Журнал повествовал об оригинальном новом стиле немецкой музыки. Поклонников журнала Шуман назван "Давидсбундом".
1840 год - взял себе в жёны пианистку Клару Вик. Начиная с 1843 года Шуман изредко учительствовал в Лейпцигской консерватории. Разъезжал с концертами по миру, посетил в 1844 году и Россию.
С 1844 года переселился в Дрезден. С 1850 - жил в Дюссельдорфе. Там, не прекращая сочинять музыку, был главой хора и дирижёром симфонического оркестра.
Однако в конце сороковых годов всё более усугублялась психическое заболевание Шумана. Пару лет он даже находился в специальной больнице, в ней и умер.
Шумана можно назвать самым заметным композитором романтиком в 19 веке. Творчески Шуман пересекался со стихами Гейне, в его музыке были те же мотивы. Его мелодии как будто бы возносили над миром немецкой буржуазности. Манили к чистым идеалам. Последователь Шуберта и Вебера, он акцентировал демократические и реалистические мотивы в романтизме. Не теряя народных мотивов, не отрываясь от традиций, всё-таки музыка Шумана смогла стать воистину прогрессивной. Он не боялся говорить новое, своё, пытался связать воедино идельное и реальное, видил похожесть музыки и литературы.
Многие мелодии, написанные Шуманом для пианино, - это сочетание маленьких пьес романтического, художественного направления, которых объединяет одна фабула. К примеру, цикл "Карнавал", написанный в 1835 году, - это быстрая смена постановок, танцевальных мотивов, масок, женских портретов. А цикл пьес "Крейслериана" (1838) - лучшее, что смог создать Шуман в данном жанре. Название цикла происходит от имени персонажа романа Гофмана.
В высшей степени эмоциональные образы созданы в "Симфонических этюдах", сонатах, "Фантазии".
В песенном направлении Шуман продолжал мотивы Шуберта. Песни Шумана - фиксация мельчайших движений души. Знаменит цикл "Любовь поэта" на поэзию Г. Гейне (1840).
Оратория "Рай и Пери", сделанная по мотивам "восточного романа" "Лалла Рук" автора Т. Мура, и "Сцены из Фауста" приблизили Шумана к реализации желания о сочинении оперы. А полностью успел завершить он оперу "Геновева" (1848), сделанную по мотивам средневекового сказания. Однако опера не стала популярной.
Успешной были мелодии к поэме "Манфред" Дж. Байрона - 1949 год. А четыре симфонии, сочинённые Шуманом, оказались очень оптимистичными по духу.
Шуман также явился автором трёх струнных квартетов (это было в 1842 году), трёх трио для пианино (1847 и 1851 года), квартета для пианино (1842 год) и ставшего знаменитыми квинтета для пианино (1842 год).
Шуман оставил большой след в сфере теории музыки. Его журнал поддерживал классически традиции, но и ратовал за новые веяния в виду романтизма. Писал на старницах своего журнала Шуман под масками. Основными были две - несдержанный в эмоциях, саркастический Флорестан и романтик Эвсебий. Две противоположности, которые сочетались в самом Шумане.
Творчество Шумана отмечали такие деятели культуры, как Мендельсон, Берлиоз, Лист. В России его рекомендовали Рубинштейн, Чайковский и члены знаменитой "Могучей кучки".
|
|
|